The Pleasure of God in Those Who Hope in His Love/ru
From Gospel Translations
Пс 146:10-11
Благоволит Он не к силе коня,
не к быстроте ног человеческих благоволит;
Но благоволит Господь к боящимся Его,
к уповающим на Его безграничную любовь.
Наша Цель - Благоволение Божие
До сего момента мы концентрировали свое внимание на благоволении Божием, которое есть в Нем Самом и в Его делах.
- Он благоволит Своему Сыну, который является точным образцом Его сущности и отражением Его славы.
- Он благоволит Своим делам созидания — огромным морским чудовищам, которых Он сотворил, чтобы они забавлялись в пучинах океанских!
- Он благоволит всем делам провидения, которые демонстрируют, что Он свободен и что Он верховенствует над всем миром.
- Он благоволит величию Своего имени и святости Своей славы.
- Он благоволит свободе Своей искать избранников, и Он восторжествует над ними добрыми делами Своими.
И Он благоволил сокрушить Сына Своего, потому что в том великом акте правосудия свершилась бурная помолвка двух великих страстей Бога — Его страсть к славе Своего имени и Его страстная любовь к грешникам.
Допущение, На Котором Основано Наше Рассмотрение
Вы можете напомнить, что при рассмотрении всех этих идей мы исходим из допущения о том, что у нас имеется убеждение, выраженное Генри Скоугэлом в его книге "Жизнь Бога в Душе Человека", а именно, что "Ценность и совершенство души должны измеряться объектом ее любви." Другими словами, если мы любим дешевые и ничего не стоящие вещи, тем самым мы показываем, насколько маленькой и дешевой является наша душа.
Душа видна по полету,
Низко летит или высоко,
Сердце видно по тому, что мило,
А привязанности не лгут.
В качестве отправной точки в этом рассуждении мы выбрали убеждение в том, что это верно для Бога также, как и для человека. Ценность и совершенство души Бога измеряются предметами Его любви. И я думаю, что мы снова и снова находим подтверждение этому: предметы Божьей любви - это то, что имеет бесконечную красоту и ценность.
- Он любит Своего Сына;
- Он любит дело рук Своих, выраженное в создании;
- Он любит верховную власть Своего провидения;
- Он любит честь Своего имени;
- Он любит свободу милости, выказанной в выборе и заботе и приобретении Своего народа.
Поэтому Бог - это наш великий пример. Он показывает нам, ЧТО именно совершенная душа должна любить прежде всего остального. Мы должны любить
- Сына Божьего,
- и дело рук Божьих в создании,
- и его верховную власть в управлении миром,
- и честь Его имени,
- и свободу Его милости.
Будь наша любовь к этим предметам больше, наши души были бы шире и лучше, и мы бы больше соответствовали образу нашего Творца.
Поворотная Точка В Рассуждении
Сегодняшний день является поворотным моментом в этом рассуждении, потому что до сих пор мы не концентрировали наше внимание на том, какие человеческие отношения и действия милы Богу. В первую очередь мы концентрировали свое внимание на Божьей любви к Его собственной славе. И я полагаю, что такой порядок очень важен.
Начиная С Центра Благовествования - Бога
Мы должны понять (и те, кого мы любим в этом мире, должны понять!) прежде всего, что тот Бог есть Бог:
- Который совершенен и имеет всю полноту в Себе,
- Который с избытком счастлив в вечном общении Троицы,
- Который не нуждается в нас и не имеет недостатка в нас.
Но скорее мы имеем недостаток в Нем; слава Его общения является потоком живой воды, которую мы жаждем в течение всей нашей жизни.
Если мы не исходим из такого отношения к Богу в тот момент, когда Евангелие приходит к нам, то мы неизбежно ставим себя в центр. Мы будем думать, что наша ценность, а не ценность Бога - это движущая сила Евангелия. Мы будем считать, что Евангелие начинается с Божьего восторга о нас вместо того, чтобы считать началом ту милость, благодаря которой перед грешниками открывается возможность восхищаться Им.
Но Евангелие - это благая весть о том, что Бог - это все-утоляющее окончание любой нашей жажды, и хотя Он и не нуждается в нас, и по жизни изгоняется из нашего общества нашими же грехами, умаляющими Бога, Он, по той великой любви, которой Он возлюбил нас, Он проложил грешникам путь, чтобы им испить из реки Его милостей через Иисуса Христа. И мы не покоримся этой благой вести, пока не поймем, что он не был обязан делать это. Наша значимость не принуждала Его к этому ни прямо ни косвенно. Он - центр Евангелия. Величание Его славы - вот движущая сила Евангелия. Евангелие - это благая весть о благодати! А благодать состоит в Божьей воле восхваления достоинства Божия через дарование грешникам права восхищаться Богом, не затеняя славы Божией.
И святым Божиим приятно главенство Бога в Евангелии:
- Им приятно повторять за Павлом: "Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки" (Рим 11:36).
- Им приятно хвалиться только в Господе (1 Кор 1:31).
- Им приятно говорить, что Бог - начало и середина и конец этого дела спасения.
- Им приятно говорить, что они избраны для славы Его благодати (Еф 1:6), и призваны из тьмы в свет, дабы возвещать о чудесах Его благодати (1 Петр 2:9), и оправданы, потому что Христос умер для показания святости благодати Божией (Рим 3:25–26), и будут однажды поглощены жизнью во хвалу славы Его благодати (2 Кор 5:4).
И вот в течение семи недель мы сосредоточивались на благоволениях, которые Бог имеет в Себе непосредственно, а также на свободе дела Его, чтобы уразуметь, что Бог - это центр Евангелия. Но только в общих чертах мы уразумели, какой же именно ответ человека принесет благоволение Божие.
Ищем Наш Ответ на Евангелие
Но теперь мы готовы. Теперь, по воле Господа, мы сможем понять, почему та человеческая отзывчивость, которую Бог востребует и которую получает, становится благой вестью для грешников, и при этом Бог остается в центре Своих собственных симпатий.
Если Евангелие востребует у грешников отзывчивость, то само это требование должно быть благой вестью, а не дополнительным бременем, иначе Евангелие не было бы Евангелием. И если в истинном библейском Евангелии Бог всегда в центре, то отзывчивость, которую оно востребует, должна прославлять Его, а не нас.
И вот, какого рода отзывчивостью можно дополнить то и другое: благую весть для грешников и славу Божью?
Ответ дается в нашем тексте. Пс 146:10-11,
Благоволит Он не к силе коня,
не к быстроте ног человеческих благоволит;
но благоволит Господь к боящимся Его,
к уповающим на Его безграничную любовь.
Давайте начнем с одиннадцатого стиха и зададим себе вопрос, почему Богу приятны те, кто боится Его и надеется на Его любовь. Затем мы обратимся к десятому стиху и углубим наш ответ уточняющим вопросом, почему же Бог благоволит не к силе коня и не к ногам человеческим.
Одновременно Бояться И Надеяться На Бога
Прежде всего позвольте задать вам такой вопрос: не кажется ли вам странным, что нас надо подталкивать к тому, чтобы мы боялись кого-то и одновременно надеялись на него же ? "Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на Его безграничную любовь." Надеетесь ли вы на того, кого боитесь, и боитесь ли того, на кого надеетесь?
Обычно все наоборот: если мы боимся кого-то, то мы надеемся, что кто-то другой придет и поможет нам. Но в данном случае предполагается, что мы должны бояться того, на кого мы надеемся, и надеяться на того, кого мы боимся. Что это означает?
Думаю вот что: пусть реальная надежда пронизает реальный страх и трансформирует его, а реальный страх пронизает и трансформирует реальную надежду. Другими словами, тот страх, который мы должны испытывать по отношению к Богу, это то, что осталось от страха, когда в сердцевину его проникла твердая надежда.
Страх Перед Ужасной Полярной Бурей
Предположим, что глубокой зимой вы исследуете неизвестный ледник на севере острова Гренландия. И едва вы достигаете отвесной скалы, с вершины которой на многие километры открывается захватывающий вид ледяных торосов и снежных гор, как вдруг начинается ужасная буря. Ветер настолько силен, что вас охватывает страх, как бы вас и вашу группу не унесло со скалы. И в это время вы находите расселину во льду, в которой можно укрыться. Здесь вы чувствуете себя в безопасности, но ужасная буря в бешенстве ревет над вами, и вы наблюдаете с дрожью благоговения, как она мчится прочь к дальним ледникам.
Сначала был страх, что этот ужасный шторм и грозный ландшафт могут отнять у вас жизнь. Но потом вы нашли убежище, и появилась надежда, что вы будете в безопасности. Но не все из того чувства, которое называется страхом, исчезло. А только та часть, которая была связана с опасностью для жизни. Осталась дрожь, трепет, удивление, чувство, что Вам никогда не захочется идти наперекор такой буре или соперничать с такой силой.
Сила Страха Божьего
То же самое с Богом. В Пс 147:5-6 говорится: "(Он) дает снег как волну; сыплет иней, как пепел. бросает град свой кусками; перед морозом Его кто устоит?" Мороз Божий - страшная вещь, кто может устоять перед ним ! А в Пс 146: 4–5 говорится о той же силе Божьей в природе: "(Он) исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим."
Иными словами, величие Бога выходит за пределы звездной вселенной, а Его сила больше, чем нестерпимая стужа полярных бурь. И все-таки Он, разглядывая нас на Своей ладони, говорит: "Укройтесь в Моей любви, и пусть Моя неистовая сила будет сверкать потрясающим фейерверком в вашем счастливом ночном небе." Страх Божий - это след от бури, оставляемый, когда вы из безопасного места наблюдаете за тем, что происходит прямо перед вашими глазами.
И в этом укрытии вы говорите себе: "Это удивительно, это ужасно, это - невероятная сила; Какой ужас - находиться прямо в центре грозной силы Божьей, хоть и под защитой самого Бога ! О как это ужасно - попасть в руки живого Бога, не имея надежды, не имея Спасителя! Лучше с жерновом на шее быть брошенным в пучину морскую, чем оскорбить этого Бога! Какая удивительная честь - познать милость этого Бога посреди Его силы!"
Вот так мы получаем представление о том, как надежда и страх существуют одновременно. Надежда превращает страх в трепет счастья и в безоблачное удивление; а страх облачается во все незначительное, что есть у надежды, и приобретает серьезность. Неистовство Бога усиливает благоволение Его народа. Теплая компания у камина тем приятней, чем сильнее воет буря за окном.
Благоволение Бога К Боящимся И Надеющимся На Него
Итак, почему Богу приятны те, кто живет Им именно так — боится Его и надеется на Его любовь?
Конечно потому, что в нашем страхе отражается величие Его силы, а в нашей надежде отражается богатство Его благодати. Богу приятна та отзывчивость, в которой отражается Его величие.
Это именно то, что мы ожидали бы от Бога, который сам по себе является все-достаточным и не нуждается в нас - такой Бог:
- Который никогда не откажется от славы быть источником всей радости,
- Который никогда не уступит честь быть источником всей безопасности,
- Который никогда не отречется от престола верховной милости.
Господь благоволит к надеющимся на любовь Его, потому что в этой надежде проявляется свобода Его благодати. Когда я взываю: "Бог - моя единственная надежда, моя скала, мое убежище!", - то я отворачиваюсь от себя и все внимание обращаю к безграничным богатствам Господа.
Отзывчивость Выполняет Две Задачи
Помните вопрос, который мы только что задали себе: какую именно отзывчивость Бог может потребовать от нас, чтобы это требование несло нам благую весть, а Богу славу ? Вот ответ: требование надежды на Его любовь.
Благая Весть Для Грешников
Будучи грешником, не имеющим собственной праведности и стоящим перед самодостаточным и святым Богом, какое еще указание вы услышите, как не это: "Надейся на Мою любовь!" Если бы мы только понимали, что любой из нас выброшен на лед в Гренландии, там, где свирепствует ветер. Положение настолько шатко, что если мы сделаем слишком глубокий вдох, то потеряем равновесие и разобьемся насмерть. Бог приходит к нам в этот момент и говорит: "Я спасу тебя и защищу тебя от бури. Но при одном условии." Твое сердце замерло. Лицом ты уткнулся в лёд. Ты ногтями вцепился в лёд. Ты, наверное, чувствуешь отчаяние. Ты знаешь, что если даже просто пошевелишь губами, то можешь сорваться. Ты знаешь, что не существует ничего такого, что может понадобиться Богу от тебя!
И тогда Он отдает евангельское приказание: “Я требую, чтобы ты надеялся на Меня”. Разве это не благая весть на нынешнее утро ? Что может быть легче, чем надеяться на Бога, когда уже во всем отчаялся ? И это все, что Он требует. В этом - Евангелие.
Слава Богу
Но это не только благая весть для нас грешников. В этом и слава Божья - что для нас существует только это требование. Почему? Потому что, когда вы надеетесь на Бога, то вы тем самым демонстрируете,
- что Он силен, а вы слабы;
- что Он богат, и вы бедны;
- что Он полон, а вы все - пусты.
Когда вы надеетесь на Бога, то вы демонстрируете, что именно вы являетесь нуждающимся, а не Бог (Пс 49:10–15; 70:4–6, 14).
- Ты - пациент, Он - доктор.
- Ты - измученный жаждой олень, Он - переполненный родник.
- Ты - заблудшая овца, Он - добрый пастырь.
Красота Евангелия состоит в том, что в одном простом требовании ("Уповай на любовь Божию!") мы слышим благую весть и славим Бога. Вот почему Господь благоволит к уповающим на любовь Его - потому что в этом простом акте надежды прославляется Его милость, а грешники находят спасение. Это - приказание Евангельское, которым Бог помещается в центр — центр Его и наших симпатий.
Благоволение Бога Не К Силе Коня И Не К Быстроте Ног
Давайте спросим себя, почему Бог не благоволит ни к силе коня, ни к быстроте ног. Стих 10:
Благоволит Он не к силе коня,
не к быстроте ног человеческих благоволит.
Не Потому, Что Он Не Благоволит Своему Творению
Здесь важно не то, что сильные лошади и сильные ноги - плохи. Бог сотворил их. Он радуется силе и свободе могучих коней. Он спрашивает Иова:
Ты ли дал коню силу?
Ты ли облек шею его крепостью?
Можешь ли ты заставить его прыгать, как саранчу? . . .
Роет ногою землю и восхищается силою;
идет навстречу оружию.
Он смеется над опасностью, и не робеет;
и не отворачивается от меча . . .
он не может стоять при звуке трубы.
при трубном звуке он издает голос, гу ! гу !
и издалека чует битву,
громкие голоса вождей и крик.
(Иов 39:19–25)
А Потому, Что Мы Можем Надеяться На Них
Нет, здесь не важно, хорошее или плохое это славное животное. Важно то, что в день битвы мужчины надеются на силу коня, вместо того, чтобы уповать на Бога. Но в Притч 21:31 говорится: "Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа." Поэтому в Псалме 19:8 сказано: "Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся."
Cила коней и скорость человеческих ног не гневят Бога. Его гневят те, кто надеется на своих коней и на свои ноги. Его гневят люди, которые возлагают свои надежды на ракеты или на косметику, на танки или на солярий, на бомбы или на бодибилдинг. Бог не благоволит к эффективности фирмы или к выверенному балансу или к системам социальных льгот или к новым вакцинам или к образованию или к красноречию или к художественному мастерству или к юридическим процедурам, если всё это составляет для нас ценность, на которую мы надеемся, или достижение, которым мы похваляемся.
Почему? Потому что, когда мы возлагаем свою надежду на коней и на ноги, то кони и ноги прославляются, а не Бог. И вместо спасения нас ждет пропасть.
Поэтому я призываю вас сегодня утром, ради вашей души и для славы Божией: обнесите валом вашу надежду на силу и на любовь Божью, а не на себя самих или на свои будущие достижения.
Потому что благоволит Господь к боящимся Его,
к уповающим на Его безграничную любовь.