Boasting Only in the Cross/ru
From Gospel Translations
Послание к Галатам 6:14
"Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира".
Не надо больших знаний для того, чтобы своей жизнью что-то серьезно изменить в мире. Но надо знать несколько по-настоящему важных вещей, которые имеют значение, а узнав их - стремиться жить для них и умереть за них. Люди, которые что-то надолго изменяют в мире, не обязательно владеют многими вещами, но они оказались во власти нескольких важных вещей.
Если Вы хотите, чтобы с вашей жизнью считались, если вы хотите, чтобы рябь от брошенных вами камешков превратилась в волны, идущие до края земли и перехлестывающие через столетия - в вечность, то вам не надо иметь высокого интеллектуального или образовательного уровня; вам не надо иметь приятную наружность или быть богатым; вам не надо быть отпрыском прекрасного семейства или выпускником прекрасной школы. Вам надо знать несколько важных, величественных, неизменных, очевидных, простых, замечательных вещей, и загореться ими.
Но я знаю, что не каждому в этой толпе хочется что-то изменить своей жизнью. Сотням людей среди вас безразлично, меняют ли они всерьез что-нибудь ради чего-то важного. Просто хочется нравиться людям. Вам было бы достаточно просто нравиться людям. Или, если бы у вас была только хорошая работа с хорошей женой и парой хороших детей и нормальный автомобиль и много выходных и несколько хороших друзей, нескучное время на пенсии и быстрая и легкая смерть и никакого ада - если бы у вас все это было (минус Бог) - то вам было бы достаточно. ВОТ В ЧЕМ источник трагедии.
Три недели назад у нас в церкви стало известно о том, что в Камеруне погибли Руби Элайэсон и Лора Эдвардс. Руби было за 80. Всю жизнь она была одинокой, отдав всю себя одному важному делу: донести весть об Иисусе Христе живущим на отшибе, бедным и больным. Лора была вдовой, работала врачом, дожила до 80 лет, и помогала Руби в Камеруне. Тормоза отказали, машина вылетела в пропасть, и обе моментально погибли. И я спросил у своих: неужели это - трагедия? Две жизни, объединенные одной важной идеей, угасшие в безвестном служении убогим нищим ради славы Иисуса Христа - через два десятка лет после того, как почти все их американские ровесники вышли на пенсию и впустую растратили свои жизни во Флориде или в Нью-Мексико. Нет. Это не трагедия. Это - слава.
Послушайте, что такое трагедия. Я прочту вам из «Ридерз Дайджест» (февральский номер 2000 года, стр. 98), что такое трагедия: "Боб и Пенни ... пять лет назад досрочно вышли на пенсию на Северо-Востоке. Ему было 59, а ей 51. Сейчас они живут в Пунта Горда, штат Флорида, путешествуют на своей океанской яхте, играют в софтбол и коллекционируют ракушки". Американская мечта: прийти к концу своей жизни - своей единственной жизни - и последним важным делом в ней, перед тем, как предстать перед Творцом, будет: "Я собирал ракушки. Посмотри на мои ракушки". Вот ЭТО - трагедия. И сегодня тратятся миллиарды долларов, чтобы втянуть вас в исполнение этой трагической мечты. А я трачу сорок минут, уговаривая вас не соблазняться на это.
Не тратить впустую свою жизнь. Она так коротка и так драгоценна. Я вырос в доме, в котором мой отец угас, работая миссионером, неся заблудшим Благую Весть Иисуса Христа. У него была одна всепоглощающая идея: проповедовать Евангелие. У нас на кухне все годы моего детства была расписная тарелка. Сейчас она висит у нас в гостиной. Я глядел на нее, наверное, каждый день почти 48 лет. На ней написано: "Жизнь коротка и преходяща. Вечно то, что ради Христа сделано".
Я присутствую здесь, на этом однодневном фестивале, в каком-то смысле в качестве отца. Мне 54 года. У меня четыре сына и одна дочь: Карстену 27, Бенджамину 24, Абрахаму 20, Барнабе 17. Талите четыре года. Если я к чему-то и стремился в эти месяцы и годы, так это к тому, чтобы мои повзрослевшие сыновья не тратили впустую свои жизни на достижение губительного успеха.
Поэтому я смотрю на вас, как на сыновей и дочерей, и прошу вас как отец - может быть, как отец, которого у вас никогда не было. Или как отец, который не думал о вас так, как я думаю о вас, и как Бог думает о вас. Или как отец, который ДУМАЕТ о вас, но все мысли - только о материальном и общественном благополучии. Я смотрю на вас, как на сыновей и дочерей, и прошу вас: "Пусть в ваших жизнях будет что-то важное, что-то для вечности". Желайте этого. Не проскользните по жизни бесчувственной тенью.
Это была одна из причин, по которой мне понравилась идея фестивалей "Чувство (Passion)-98" и "Чувство-99", и на этом однодневном фестивале проявляется то, чем так близка декларация 268 к моей жизни. Декларация основана на Ис 26:8:"И на пути судов Твоих, ГОСПОДИ, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша". Здесь не только тело, но и душа. Здесь не только душа, но душа чувствующая и стремящаяся. Здесь не только стремление найти поклонников, поиграть в софтбол и коллекционировать ракушек, здесь - стремление к чему-то бесконечно важному и бесконечно прекрасному, и бесконечно ценному и бесконечно приятному - к имени и к славе Божьей - "К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша".
Именно это я хочу узнать в жизни и горю желанием испытать. Цель моей жизни и церкви, которой я служу: "Мы существуем - я существую - чтобы распространить желание превосходства Бога на все вещи ради всеобщей радости".
Вам не надо говорить об этом так же, как говорю об этом я. Вам не надо говорить об этом так же, как говорит об этом Луи Джильо (или как говорят об этом Бет Мур или Водди Бочэм). (Примечание переводчика: перечислены имена организаторов фестиваля).
Но какое бы вы дело ни выбрали, найдите свое чувство и свой способ сказать об этом и жить для этого и умереть за это. И вы сможете что-то изменить всерьез. Вы будете как апостол Павел. Ни у кого не было такого целенаправленного представления о своей жизни, как у Павла. Он мог бы сказать об этом по-другому.
Деян 20:24: "Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией".
Только одно имеет значение: завершить дело, дойти до финиша.
Флп 3:7-8: "Но все, что я считал преимуществом тогда, сейчас ради Христа считаю вредным. И все прочее я считаю вредным в сравнении с бесценным познанием моего Господа Христа Иисуса! Ради Него все остальное в мире потеряло для меня свою ценность, и все я отбросил прочь ради приобретения Христа".
Как мне помочь вам? Как мне сослужить Богу в этот момент на однодневном фестивале, чтобы пробудить в вас единственное сильное чувство к единственной важной реальности, которая снимет с вас путы и освободит вас от малых мечтаний и направит вас во все концы земли?
Ответ, который, мне кажется, Господь дал мне, таков: "Дай им один стих Священного Писания, который точнее всего бьет в цель, и объясни им, почему Павел говорит именно это".
Стих из Гал 6:14: "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира".
Или скажи им однозначно: "Хвалитесь только крестом Иисуса Христа". Это - единственная мысль. Единственная цель. Единственное сильное чувство. Только Крестом хвалитесь. Это слово можно перевести, как "ликуйте" или "радуйтесь".Только на кресте Христовом ликуйте. Только кресту Христову радуйтесь. Павел говорит, чтобы это было вашим единственным страстным чувством, вашей единственной похвальбой и радостью и ликованием. В этот важный момент, на фестивале, который называется "ОДИН ДЕНЬ", пусть только ОДНА ВЕЩЬ будет любима вами, та одна вещь, которую вы лелеете, та одна вещь, которой вы радуетесь и о которой ликуете - Крест Иисуса Христа.
Может возникнуть недоумение по двум причинам.
1) Первая: это все равно, что сказать: "Хвалитесь только электрическим стулом. Ликуйте только в газовой камере. Радуйтесь только летальной инъекции. Пусть вашей единственной похвальбой и единственной радостью и единственным ликованием будет веревка для линчевания". "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа". Не придумано более жестокой и более мучительной казни, чем пригвождение ко кресту. Это было ужасно. Вы бы не смогли смотреть на это - не крича и не вырывая свои волосы и не разрывая на себе одежду. Да будет эта страсть единственной в вашей жизни.
2) Это одна вещь, которая вызывает недоумение в словах Павла. Другая - его слова о том, что это должно стать единственной похвальбой в вашей жизни. Единственной радостью. Единственным ликованием. "Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа".
Что он подразумевает под этим? Неужто на самом деле ничем другим не хвалиться? Никакого другого ликования? Никакой другой радости, кроме креста Иисуса - смерти Иисуса?
А как быть с теми местами, где Павел сам использует одно и то же слово для выражения "похвальбы" другими вещами или "ликования" о них? Например:
Рим 5:2: "хвалимся надеждою славы Божией".
Рим 5:3: "мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость, стойкость дает опытность, а опытность - надежду".
2 Кор 12:9: "потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами".
1 Фес 2:19: "Кто еще может быть нашей надеждой, нашей радостью, нашим венцом хвалы? Если не вы?"
Итак, если Павел может хвалиться всеми этими вещами и ликовать о них, то что же тогда Павел подразумевает под тем, что он "не желает хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа"?
И что же это означает? Не является ли это лицемерием? Вы ликуете от чего-то одного, а говорите, что ликуете от другого? Нет. Имеется глубинная причина для того, чтобы сказать, что во всем этом ликовании, всей радости, всей похвальбе чем бы то ни было должна быть радость Кресту Иисуса Христа.
Он имеет в виду, что для христианина в похвальбе чем то другим должна содержаться хвала Кресту. В любом ликовании чему бы то ни было должно быть ликование о Кресте. Если вы ликуете в надежде славы, то вы должны ликовать о Кресте Господа. Если вы ликуете в тяжелое время, потому что тяжелое время рождает надежду, то вы должны ликовать о Кресте Господа. Если вы ликуете о ваших слабостях, или о людях Божьих, то вы должны ликовать о Кресте Господа.
Почему именно так? Потому, что для искупленных грешников каждая хорошая вещь, которая в реальности является в виде плохой вещи, оборачиваемой Богом во благо, была дарована нам Крестом Господа. После смерти Христа грешников ждет только суд. После креста Христова осталось только осуждение. Поэтому все, чем вы пользуетесь во Христе - как христианин, как человек, который доверяет Христу - является результатом смерти Христа. И ваша радость ко всему должна поэтому быть радостью ко кресту, на котором все благодеяния были куплены для вас смертью Сына Божьего, Иисуса Христа.
Одна из причин, по которой мы не достаточно сосредоточены на Христе и не пронизаны крестом, как это должно быть, состоит в том, что мы не поняли, что все - хорошее и плохое - что Богом оборачивается на пользу Его искупленным детям, было куплено смертью Христа ради нас. Мы думаем, что жизнь и мысли и здоровье и друзья и все остальное дается даром. Мы думаем, что это принадлежит нам по праву. Но дело в том, что это не принадлежит нам по праву.
Мы дважды недостойны этого.
1) Мы - творения, и наш Творец не принуждался и не был обязан давать нам что-то - жизнь или здоровье и еще что-нибудь. Он дает и берет по справедливости.
2) Но мы не только творения, которые не могут жаловаться на своего Творца, мы - грешники. Мы недостойны Его славы. Мы не замечали Его и не повиновались Ему и не любили Его и не доверяли Ему. Гнев Его правого суда воспламенился против нас. Единственное, что мы заслужили - Его суд. Поэтому каждый наш вдох, каждый удар нашего сердца, каждый восход солнца, все, что мы видим нашими глазами или слышим нашими ушами или произносим нашими устами, или проходим нашими ногами - это бесплатный и незаслуженный дар грешникам, которые не заслуживают ничего, кроме суда.
А кем куплены эти дары для нас? Иисусом Христом. А как он купил их? Своей кровью.
Каждое благодеяние мирское предназначено, чтобы величить Крест Христа, или, говоря другими словами, все хорошее в жизни предназначено, чтобы величить Христа и сораспясться Ему. Так, например, на прошлой неделе мы разбили свой автомобиль Додж Спирит 1991 года, но никто не пострадал. И об этой безопасности я ликую. Я торжествую о ней. Но почему же никто не пострадал? В этом я вижу дар мне и моей семье, который мы не заслужили. Мы - грешники, и по своей природе дети гнева, все, кроме Христа. Как же так получается, что нам дается такой дар для нашего блага? Ответ: Христос умер на кресте за наши грехи, и отвел от нас гнев Божий, и обеспечил нам, хотя нами это не заслужено, всемогущую благодать Божью, которая поворачивает все нам во благо. Поэтому, когда я ликую о нашей безопасности, я ликую о Кресте Христовом.
А страховка выплатила нам 2800 долларов за автомобиль, и Ноэль за эти деньги купил в Айове Шевроле Люмину 92 года и доехал на ней до дома по снегу. И теперь у нас снова есть машина. И я ликую об этой поразительной благодати такого изобилия щедрости. Все просто. Разбиваешь свою машину. Выходишь из этого невредимым. Получаешь страховку. Покупаешь другую машину. И продолжаешь, как будто ничего не случилось. И в благодарение я преклоняю голову и ликую о невыразимом милосердии даже вот таких маленьких материальных вещей. Откуда берется это милосердие? Если ты - спасенный грешник, верующий в Иисуса, то оно идет от креста. Кроме креста, возможен только единственный приговор - терпение и милосердие в свое время, но если это отвергнешь, то только милосердием усилится приговор. Поэтому каждый дар - это купленный кровью дар. И любое хваление - любое ликование - это хваление на кресте.
Горе мне, если я ликую о каком-то благе, и это мое ликование не есть ликование на Кресте Христовом.
Другими словами, предназначение креста состоит в славе Христовой. Богом Крест предназначен для почитания Христа. Павел, говоря в Гал 6:14: "Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа",- дает нам понять, что воля Божья состоит в том, чтобы крест всегда величался, чтобы мы всегда хвалились Христом распятым и ликовали и радовались Ему и ценили Его - что Христос славится, и благодарение и честь Ему воздаются каждым добрым делом в наших жизнях - и что все плохое Бог обращает к добру.
Но вот вопрос. Если цель Бога - в смерти Христа, а именно, чтобы "Христос распятый" за все дела почитался и прославлялся, тогда как Христу получить ту славу, которую Он заслуживает? Ответ таков, что детей и молодежь и взрослых надо учить, что именно так со всеми делами происходит. Иначе говоря, источником ликования о кресте Христовом является воспитание крестом Христовым.
В том и состоит моя работа, чтобы воздать славу Иисусу, научив вас. А потом вашей работой должно стать увеличение славы Иисуса, и для этого вам надо будет использовать эти вещи и преподавать их другим людям. Воспитание в Иисусе предназначено для ликования в Иисусе. И если мы хотим, чтобы не было иного ликования, кроме как кресту, тогда нам надо проводить воспитание кресту - и под сенью креста.
Или можно сказать "на кресте". Образование на кресте приведет к ликованию кресту. Что я имею в виду?
Вдумайтесь в остальную часть стиха 14: "Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира". Хвалиться крестом вы можете, только находясь на кресте. Не об этом ли стих 14? Мир был распят для меня, и я был распят для мира. Мир умер для меня, и я умер для мира. Почему? Потому что я был распят. Мы учимся хвалиться крестом и ликовать о кресте, когда мы находимся на кресте.
И что же это означает? Когда это произошло? Когда ты был распят? Ответ находим в Гал 2:20: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". Когда Христос умер, то и мы умерли. Смерть Христа входит в славу Его тем, что, когда Он умер, то все, что было Его, умерло в Нем. Смерть, которой Он умер за всех нас, становится нашей смертью, когда мы через веру соединяемся со Христом.
Но вы скажете: "Разве я не жив? Я чувствую, что я жив". Вот здесь то и возникает потребность в воспитании. Мы должны узнать, что с нами произошло. Нас надо научить этим вещам. Именно поэтому стихи Гал 2:20 и 6:14 включены в Библию. Бог объясняет нам, что случилось с нами, и мы познаем себя и познаем Его пути отношений с нами, и уже осмысленно ликуем о Нем и о Его Сыне и о Кресте.
Прочтем снова Гал 2:20, чтобы понять, что, да, мы умерли, и, да, мы живы. "Я был распят со Христом [таким образом, я умер, а он живет]; и уже не я живу, но живет во мне Христос [почему? Потому что я умер, то есть, мое старое непослушное, неверующее "Я" умерло, а он живет]; и та жизнь, которой я теперь живу во плоти [поэтому, да, я живу, но это "Я" не похоже на то, которое умерло], я живу верой в Сына Божьего, который любил меня и отдал Свою жизнь за меня". Другими словами "Я", которое живет - это новое "Я" веры. Новое творение живет. Верующий живет. Старое "Я" умерло на кресте вместе с Иисусом.
И если Вы спросите: "Есть ли ключ, чтобы связать это с действительностью? Как сделать, чтобы это стало моим?",- то ответ кроется в словах о вере в Гал 2:20. "Что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия". Вот здесь - связь. Бог связывает вас со Своим Сыном верой. И когда Он это делает, то образуется такое соединение с Сыном Божьим, что Его смерть становится вашей смертью, а Его жизнь становится вашей жизнью.
И теперь все это давайте перенесем в Гал 6:14: "Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира". Ничем не хвалитесь, разве только крестом.
А как мне стать таким радикально крестоцентричным, чтобы все мое ликование шло ко кресту? Ответ: пойми, что когда Христос умер на кресте, то и ты умер; а когда ты доверился Ему, то эта смерть стала реальностью в твоей жизни. Павел говорит, что ты умер для мира, а мир умер для тебя.
Это означает, что когда ты доверяешься Христу, то рвется твоя рабская зависимость от мира, и рвется необоримое искушение мира. Ты стал трупом для мира, а мир стал трупом для тебя. Или, излагая это позитивно, согласно стиху 15, ты - "новое творение". Твое старое "Я" умерло. Живет твое новое "Я". И твое новое "Я" полностью принадлежит вере. И то, о чем ликует вера, это НЕ мир, а Христос, в особенности, Христос распятый.
Вот так ты становишься таким крестоцентричным, что говоришь вместе с Павлом: "Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа". Мир больше не имеет для меня ценности. Он не является источником моей жизни, моего удовольствия, моей радости. Только Христос.
А как насчет безопасности в случае аварии? Как насчет выплаты страховки? Разве ты не говорил, что тебе это было бы приятно? Разве это - не мир? Так ты умер для мира?
Я бы смог. По крайней мере, я так думаю. Потому что умереть для мира не означает уйти из мира. И это не значит перестать распознавать вещи мира – какие негативные, а какие позитивные (1 Ин 2:15; 1 Тим 4:3). Это значит, что каждое законное мирское удовольствие превращается в купленное кровью доказательство любви Христа и в повод для похваления крестом. Мы умерли для страховых выплат, если не деньги нам приятны, а распятый Христос, Дающий, нам приятен. Если наши сердца, следуя за лучом благодеяния, возвращаются к источнику на кресте, тогда суетность благодеяния умирает, и все становится Христом распятым.
В этом - цель воспитания ликования. В кресте. О, Господи, позволь нам мечтать и строить планы и работать и давать и учить и жить ради славы Христа, и быть распятым с Ним!